Концепция человека в повести Л. Н. Толстого « Хаджи – Мурат».
Тип урока: внеклассное чтение.
Класс: восьмой
Цель урока: 1) Формирование и углубление знаний о композиции
произведения, психологическом портрете героя,
художественной детали.
2) Знакомство с толстовской концепцией «естественного
человека»
3) Формирование и реализация умений анализа
фрагмента произведения.
4) Расширение представлений о возможности
переплетения общественного и личного, настоящего и
исторического.
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке, обсуждая рассказ Л.Н. Толстого «После бала», мы пришли к выводу, что пером Толстого двигало стремление обратить внимание современников на проблемы николаевской России. Еще в 1855 году Толстой предложил проект переформирования армии, где выступал против «прогнания сквозь строй». Толстой ставил проблемы долга, чести, совести, человеколюбия.
3) Актуализация знаний.
- Зачитать эпиграф, записанный на доске, прокомментировать и записать в тетрадь.
Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть возможности; был глуп, стал умен, был зол, стал добр. Л.Н. Толстой.
4) Новый материал.
- Итак, вы читали дома повесть Толстого. Какие особенности композиции вы заметили? (рассказ в рассказе).
- Композиция повести линейна.(изображаем схематически)
- Как движется повествование? (назад, это воспоминание, отражаем на схеме)
- Где происходит действие повести? (схематически изображаем на доске и в тетради)
Чеченский аул Зимний дворец Квартира Шамиля
Расположение русских войск на Кавказе ( Хаджи-Мурат + рассказчик)
добавляем в схему чуть позже
- Как связаны эти географические объекты? (образом Хаджи-Мурата и рассказчика, вносим в схему)
- Следовательно, центральный персонаж – это Хаджи-Мурат.
- Давайте вспомним его историю и запишем тезисно:
- Боец
-Мстит за семью и т. д.
Толстой писал, что хотел показать Хаджи-Мурата извне, его разные грани.
- Удалось ли это ему сделать?
- Почему воюет Хаджи-Мурат? (за внутренние убеждения)
- Что является основным в его характере? (месть, любовь к семье)
- Как оказываются вовлеченными в план Хаджи-Мурата русские?
- Какие проблемы затрагивает Толстой, «связывая» Хаджи-Мурата с русскими?
- Гордость
- Национальное сознание
-Доверие
- Найдите эпизоды, раскрывающие эти проблемы.
- Но все происходящее на Кавказе оказывается связанным с Зимним дворцом. Почему? Как?
- Какую проблему ставит автор? (власть и человек).
- Каким мы увидели царя? Запишите тезисно:
Человек настроения
Жестокий и т. д.
- Приведите примеры, иллюстрирующие ваши тезисы.
- Какой художественный прием использует Толстой, описывая Хаджи-Мурата и царя? (антитеза).
- Почему Толстой использует антитезу, зачем он противопоставляет государственного деятеля и обычного человека?
- На чьей стороне автор? Почему?
- Толстого часто упрекали в симпатии Хаджи-Мурату. Это связано с его концепцией «естественного человека», т.е. человека природного, живущего по внутренним законам, законам семьи, человека, которого не коснулись достижения цивилизации.
- Описывая Хаджи-Мурата, царя, Толстой дает нам психологические портреты. Запись в тетради: психологический портрет – это мотивация поступков, характер человека.
- Разгадать психологический портрет помогает художественная деталь.
- Какие детали в портрете героя вам запомнились?
- Найдите экспозицию в повести. Прочитайте выразительно. На что обращает внимание автор?
- Выпишите эпитеты, сопровождающие описание цветов. Определите «характер» этих эпитетов. Можно ли их отнести к людям? Какой вывод можно сделать, наблюдая за цветами и жизнью людей?
- С каким чувством автор описывает «татарина»? Почему именно с этим цветком ассоциируется у рассказчика Хаджи-Мурат?
- Вывод делается, связываются история Хаджи-Мурата и эпиграф.
5) Домашнее задание ( если есть возможность провести 2 урока)
- Анализ 25 главы и вопрос: Почему Хаджи-Мурат ушел от русских? (следующий урок строится как обсуждение главы, выявление проблематики, предлагается письменная работа «Размышляя над повестью Л. Толстого «Хаджи-Мурат»).
- Можно ограничиться домашней письменной работой ( см выше)
6) Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок, вопросы учащихся.