Среда
17.04.2024
00:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт
учителя русского языка и литературы
Абрамовской Людмилы Николаевны
ЦО №1408
Главная Регистрация Вход
Урок литературы по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат" »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Концепция человека в повести Л. Н. Толстого « Хаджи – Мурат».

 

Тип урока: внеклассное чтение.

Класс: восьмой

Цель урока: 1) Формирование и углубление знаний о композиции   

                        произведения, психологическом портрете  героя,

                        художественной детали.

                     2) Знакомство с толстовской концепцией «естественного

                         человека»

                     3) Формирование и реализация умений анализа

                         фрагмента произведения.

                     4) Расширение представлений о возможности

                         переплетения общественного и личного, настоящего и

                         исторического.

 

                      Ход урока.

1)      Организационный момент.

2)      Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке, обсуждая рассказ Л.Н. Толстого «После бала», мы пришли к выводу, что пером Толстого двигало стремление обратить внимание современников на проблемы николаевской России. Еще в 1855 году Толстой предложил проект переформирования армии, где выступал против «прогнания сквозь строй». Толстой ставил проблемы долга, чести, совести, человеколюбия.

3)      Актуализация знаний.

-         Зачитать эпиграф, записанный на доске, прокомментировать и записать в тетрадь.

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть возможности; был глуп, стал умен, был зол, стал добр.                                                                                                                              Л.Н. Толстой.

4)      Новый материал.

-         Итак, вы читали дома повесть Толстого. Какие особенности композиции вы заметили? (рассказ в рассказе).

-         Композиция повести линейна.(изображаем схематически)

-         Как движется повествование? (назад, это воспоминание, отражаем на схеме)

-         Где происходит действие повести? (схематически изображаем на доске и в тетради)

 

Чеченский аул              Зимний дворец               Квартира Шамиля

 

 

Расположение русских войск на Кавказе   ( Хаджи-Мурат + рассказчик)

                                                                         добавляем в схему чуть позже

 

-         Как связаны эти географические объекты? (образом Хаджи-Мурата и рассказчика, вносим в схему)

-         Следовательно, центральный персонаж – это Хаджи-Мурат.

-         Давайте вспомним его историю и запишем тезисно:

                                                              - Боец

                                                               -Мстит за семью и т. д.

Толстой писал, что хотел показать Хаджи-Мурата извне, его разные грани.

-    Удалось ли это ему сделать?

-         Почему воюет Хаджи-Мурат? (за внутренние убеждения)

-         Что является основным в его характере? (месть, любовь к семье)

-         Как оказываются вовлеченными в план Хаджи-Мурата русские?

-         Какие проблемы затрагивает Толстой, «связывая» Хаджи-Мурата с русскими?

                                                               - Гордость

                                                               - Национальное сознание

                                                                -Доверие

-         Найдите эпизоды, раскрывающие эти проблемы.

-         Но все происходящее на Кавказе оказывается связанным с Зимним дворцом. Почему? Как?

-         Какую проблему ставит автор? (власть и человек).

-         Каким мы увидели царя? Запишите тезисно:

                                                                Человек настроения

                                                                Жестокий и т. д.

-         Приведите примеры,  иллюстрирующие ваши тезисы.

-         Какой художественный прием использует Толстой, описывая Хаджи-Мурата и царя? (антитеза).

-         Почему Толстой использует антитезу, зачем он противопоставляет государственного деятеля и обычного человека?

-         На чьей стороне автор? Почему?

-         Толстого часто упрекали в симпатии Хаджи-Мурату. Это связано с его концепцией «естественного человека», т.е. человека природного, живущего по внутренним законам, законам семьи, человека, которого не коснулись достижения цивилизации.

-         Описывая Хаджи-Мурата, царя, Толстой дает нам психологические портреты. Запись в тетради: психологический портрет – это мотивация поступков, характер человека.

-         Разгадать психологический портрет помогает художественная деталь.

-         Какие детали в портрете героя вам запомнились?

-         Найдите экспозицию в повести. Прочитайте выразительно. На что обращает внимание автор?

-         Выпишите эпитеты, сопровождающие описание цветов. Определите «характер» этих эпитетов. Можно ли их отнести к людям? Какой вывод можно сделать, наблюдая за цветами  и жизнью людей?

-         С каким чувством автор описывает «татарина»? Почему именно с этим цветком ассоциируется у рассказчика Хаджи-Мурат?

-         Вывод делается, связываются история Хаджи-Мурата и эпиграф.

 

5)      Домашнее задание ( если есть возможность провести 2 урока)

-         Анализ 25 главы и вопрос: Почему Хаджи-Мурат ушел от русских? (следующий урок строится как обсуждение главы, выявление проблематики,  предлагается письменная работа «Размышляя над повестью Л. Толстого «Хаджи-Мурат»).

-         Можно ограничиться домашней письменной работой ( см выше)

6)      Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование оценок, вопросы учащихся.

 


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz