Лингвистический ринг
Участники:
команды 6-7 классов
Цель мероприятия:
- обогащение словарного
запаса учащихся
- воспитание любви к родному
слову
- воспитание культуры ответа
- развитие навыка работать в
группе
- развитие умения
анализировать высказывание
Условия ринга:
игра состоит из 7 раундов, каждый из которых обращен к одному из разделов науки
о языке.
Ход игры:
- Представление жюри
- Разминка
Раунд №1 «Звучащие слова»
Как известно, произносим мы
звуки, а пишем буквы. Количество звуков и букв в слове может не совпадать. Вы,
конечно, без труда догадаетесь, букв или звуков больше в слове МЫШЬ, ЕЛКА,
ПАЛЬМА, ЯКОРЬ. Вы также знаете, что звуки могут оглушаться, как в слове ДУБ,
или озвончаться, как в слове КОСЬБА.
А сейчас я предлагаю вам
посчитать, сколько раз встречается звук Ш в предложении и написать цифру на
карточке.
Жук жужжит, визжит и дрожит,
уж уползает.
Раунд №2 «Как строятся слова»
Слова в русском языке
появляются разными путями: одни приходят из других языков, другие образуются по
известным словообразовательным моделям.
- Придумайте как можно больше
сложных слов с корнем –вед. Учтите, это вторая часть слова.
- Заполните таблицу по
образцу
Город
|
Жители города
|
Житель города
|
Курск
|
куряне
|
курянин
|
Ярославль
|
|
|
Псков
|
|
|
Раунд №3
«Лексический»
Как известно, слова бывают
однозначные и многозначные, в зависимости от лексического значения они образуют
синонимические ряды и антонимичные пары.
- Догадайтесь, какие слова
пропущены в известных изречениях, построенных на основе антонимии.
1. Гора родила …. ( мышь)
2. Кто был ничем, тот
станет…..(всем)
3. Как мало прожито, как…..
пережито! ( много)
4. Лучше быть первым в
деревне, чем первым в ……(городе)
5. Мещане – лилипуты, народ -
…….(Гулливер)
Знание лексического значения
слова поможет вам и употребить его правильно.
- Перед вами слова,
обозначающие в старину названия блюд и названия посуды. Разделите слова на
тематические группы.
ТЮРЯ СЫТА (СЫТЬ)
ПОЛБА ЕНДОВА
КАЗАН БАДЬЯ
БОДНЯ КУРНИК
ЛЕВАХА КОРЧАГА
ПРЯЖЕНИК ГАЛУШКИ
КУХОЛЬ ПАЛЯНИЦА
КУЛИШ ПУНДИКИ
Для справок:
1.
Тюря – простая
еда (хлеб, сухари, покрошенные в воду с солью)
2.
Сыта – разварной
мед на воде
3.
Полба – каша,
крупа ( растение между пшеницей и ячменем)
4.
Ендова – широкий
сосуд с носиком для разлива
5.
Казан – очень
большой котел
6.
Бадья – род ушата
или большого ведра
7.
Бодня – кадушка с
крышкой или замком, вместо сундука
8.
Курник – сдобный
пирог с курицей
9.
Леваха – род
пирожка либо без начинки, либо с начинкой в одном углу
10. Корчага – глиняный сосуд больших размеров, который
используется для приготовления и хранения напитков
11. Пряженик – печенье в постном масле или оладьи
12. Галушки – отваренные в кипяченой вроде кусочки теста
13. Кухоль – глиняная кружка
14. Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский (
пшеничный)
15. Кулиш – жидкая пшенная каша с салом
16. Пундики – сладости
Раунд №4 «Творческий»
Но творческий он только
условно. Сейчас каждая команда получит задание: исполните частушку-вопрос.
Оценивается только коллективное исполнение ( 3 балла) Вам также нужно будет сформулировать
вопрос и оценить ответ. За комментарий ответа вы получите 2 балла.
1.
Не ругайте, мама
с папой,
Что
не помогаю.
Глагол
трудный ПОБЕДИТЬ
Я
с утра спрягаю.
2.
Посмотрите, сосед
Витя
Снова
к маме побежал.
Он
не может слово ТУФЛИ
Изменить
по падежам.
3.
Тим фонетику не
любит,
Ох,
сложна наука!
Он
не знает, в слове ЯСНЫЙ
Сколько
гласных звуков.
4.
Отчего же плачет
Коля,
Смыв
все на своем пути?
Просто
не нашел он корень
В
слове простеньком УЙТИ
Раунд №5 «Синтаксический»
- Постройте
простое предложение, включив в него слово:
презентация
менталитет
санкция
консенсус
коммуникабельный
Внимание! В предложении
должно быть не менее 5 слов самостоятельных частей речи. За это задание вы
получите 2 балла. А вот если слов будет больше, за каждое «лишнее» слово вы
получите 0,5 балла. Значит, чем длиннее, тем лучше!
Раунд №6 «Сообразительный»
Для каждой строчки подберите
такое сочетание букв, чтобы первое слов им заканчивалось, а второе с него
начиналось. За каждую строчку 2 балла.
Например:
ЛАМ
|
|
САЖ
|
КАР
|
|
КАД
|
САЛ
|
|
ЦИЯ
|
БУЛ
|
|
РИЯ
|
СТА
|
|
АВА
|
ПРО
|
|
УЛИ
|
АЗБ
|
|
ЗКА
|
ПОЛ
|
|
ДОК
|
Раунд №7«Кот в мешке»
Делайте ставки! Если задание
будет выполнено правильно, мы добавим вам эти баллы, в противном случае –
вычтем.
1.
Не помните ли вы,
как образовалось слово НЕДЕЛЯ?
2.
Это название игры
пришло к нам из персидского языка и в буквальном переводе означает «король
умер». Назовите эту игру.
3.
Часто в конце
письма мы видим буквы P.S. Что они означают?
4.
Как вы думаете,
каково значение элемента ХРОН? ( вспомните слова ХРОНИКА, ХРОНОМЕТР, ХРОНОЛОГИЯ,
СИНХРОННЫЙ)
5.
Слово ЗЕФИР
многозначное. Может, вы вспомните два значения этого слова?
6.
Одно и то же имя
в разных языках звучит неодинаково. Например, Анна по-русски и Энн
по-английски. А вот древнееврейское имя Йоханаан у греков трансформировалось в
Иоанн, у русских – в Иван, у армян – в Ованес. Как будет звучать это имя
по-французски?
А пока жюри подводит итоги, мне хотелось бы пожелать
вам почаще совершать путешествие в мир слова. И тогда тайны языка откроются
вам. Вы узнаете, что пирожное наполеон получило свое название вовсе не во
Франции, как можно было бы предположить, а в России, когда к 100-летию
Отечественной войны 1812 года кондитеры испекли пирожное в виде треугольника.
И, возможно, удивились бы, узнав, что жителей Камчатки вопреки всем правилам
называют камчадалами. И научились бы по только по сочетанию звуков определять
принадлежность слова к определенному языку. Помните БАГАЖ, ВОЯЖ, ФУРАЖ,
ПЕСОНАЖ? Конечно, суффикс –аж «выдает» французские слова.
- Слово жюри
|