Так
жизнь скучна, когда боренья нет…»
(романтические мотивы в лирике
М.Ю.Лермонтова)
Цель: - формирование и расширение знаний о литературном
направлении, об
основных мотивах произведения
- углубление
представлений о романтических тенденциях в
литературе на примере лирики Лермонтова
- совершенствование навыков анализа лирического
произведения
- совершенствование монологической устной и
письменной
речи
- закрепление понятия «лирический
герой»
Тип урока: исследование
Оборудование:
- выставка книг о Лермонтове
- оформленная доска
-
рабочие карты
Класс: 9
Ход урока
1.
Организационный
момент (объявление темы и целей урока)
2.
Актуализация
изученного
- На прошлом уроке мы
вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном,
противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные
стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде»
А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.
- Вспомните, как называлось
стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? ( «Смерть поэта»)
- С болью скажет Лермонтов о
Пушкине:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений
света,
Один, как прежде…и убит!
-А против чего или против кого восстал Лермонтов? Он
одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»?
Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? ( два
последних вопроса пишутся на доске). Об этом наш разговор сегодня.
3.
Новый материал
- Напишите в рабочих картах:
Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта?
Запишите их. ( чтение вслух вариантов, запись на доске)
- Попробуйте, опираясь на слова,
составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы
представляем себе Лермонтова?
- А вот что говорит критика о
таланте поэта. Прочитайте отрывки ( работа с картами) из критических статей и
выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку
творчества, в другую – отрицательную. ( чтение записанных вариантов)
-Противоречивые суждения
возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся
в собственные читательские впечатления.
- Вы, конечно, помните
стихотворения «Парус», «Тучи», «На
севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»?
(чтение) Вы можете найти его в ваших рабочих картах.
- Выпишите слова, которые
создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. (
выписываются слова: одинокий, белеет, ищет, просит бури и др.)
- Каким вы увидели героя?
Почему он просит бури? ( поэт сталкивает разные по времени состояния природы –
бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и
бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не
как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние
природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт
между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее
капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для
романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих
состояние человеческой души.)
- Какие художественные
средства использует автор в стихотворении? ( инверсия, метафора, антитеза,
эпитеты, риторические вопросы). Какова их роль в произведении?
- Запишем наш вывод:
Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он
не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится
основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте:
буря-покой, свобода-неволя.
-Какие мотивы звучат в
стихотворении? Запишите их в ваших картах. ( мотивы одиночества, борьбы,
невозможности желаемого)
-Какому литературному
направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? ( романтизм)
-Итак, романтизм. Я просила
вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами
стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит
мини-литературную статью из терминов, предложенных мной. ( ученику предложены
листы с написанными на них словами МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО. ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА,
ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО,РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи
магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых
соотносится с понятием романтизм )
- Идет опрос, комментарии
учителя, уточнения.
- Кроме того, вам было
предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют
его как романтического поэта. ( чтение стихотворных строк, уточнения, возможные
вопросы)
- Кто может прокомментировать
цитаты с позиций требований романтизма? ( настроение, мотивы, образ героя)
- Проверка задания на доске и
запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат
мотивы….. Для лирического героя романтического произведения характерно…….
4.
Самостоятельная
работа по группам.
- Мы вспомнили определение
романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных
мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам
самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит
задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам
доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой
«С»
5.
Сообщения
учащихся ( «И скучно и грустно» - страстная исповедь, горькие раздумья о жизни.
В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии
с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В
стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни. )
6.
Ответы на вопросы
учащихся, учителя, коррекция.
7.
Выставление
оценок, комментирование домашнего задания ( учебник стр. 373-376 Литература 9
класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос
«Какой видит поэт свою Родину?»)
8.
Обобщения,
выводы.
- Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли
отражение основные принципы романтизма ( перечислить, опираясь на запись на
доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом
мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила
разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к
людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное
стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова
одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с
вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не
уступает творческой силе Бога.
...Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!
Лермонтов с гордостью скажет:
«Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность
романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического
изображения действительности.
|