Пятница
29.03.2024
14:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт
учителя русского языка и литературы
Абрамовской Людмилы Николаевны
ЦО №1408
Главная Регистрация Вход
Урок литературы по лирике М.Ю.Лермонтова ( 9 класс) »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Так жизнь скучна, когда боренья нет…»

(романтические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова)

 

Цель: - формирование и расширение знаний о литературном

              направлении, об основных мотивах произведения

 - углубление представлений о романтических тенденциях в

   литературе на примере лирики Лермонтова

- совершенствование навыков анализа лирического 

   произведения

 - совершенствование монологической устной и письменной         

    речи

          - закрепление понятия «лирический герой»

Тип урока: исследование

Оборудование: - выставка книг о Лермонтове

                            - оформленная доска

- рабочие карты

 

Класс: 9

 

                                Ход урока

 

1.      Организационный момент (объявление темы и целей урока)

 

2.      Актуализация изученного

 

- На прошлом уроке мы вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном, противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде» А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.

- Вспомните, как называлось стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? ( «Смерть поэта»)

- С болью скажет Лермонтов о Пушкине:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света,

Один, как прежде…и убит!

-А против  чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? ( два последних вопроса пишутся на доске). Об этом наш разговор сегодня.

 

 

3.      Новый материал

- Напишите в рабочих картах: Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Запишите их. ( чтение вслух вариантов, запись на доске)

- Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе Лермонтова?

- А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки ( работа с картами) из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. ( чтение записанных вариантов)

-Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.

- Вы, конечно, помните стихотворения «Парус»,  «Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (чтение) Вы можете найти его в ваших рабочих картах.

- Выпишите слова, которые создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. ( выписываются слова: одинокий, белеет, ищет, просит бури и др.)

- Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? ( поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души.)

- Какие художественные средства использует автор в стихотворении? ( инверсия, метафора, антитеза, эпитеты, риторические вопросы). Какова их роль в произведении?

- Запишем наш вывод: Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте: буря-покой, свобода-неволя.

-Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите их в ваших картах. ( мотивы одиночества, борьбы, невозможности желаемого)

-Какому литературному направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? ( романтизм)

-Итак, романтизм. Я просила вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит мини-литературную статью из терминов, предложенных мной. ( ученику предложены листы с написанными на них словами МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО. ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО,РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых соотносится с понятием романтизм ) 

- Идет опрос, комментарии учителя, уточнения.

- Кроме того, вам было предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют его как романтического поэта. ( чтение стихотворных строк, уточнения, возможные вопросы)

- Кто может прокомментировать цитаты с позиций требований романтизма? ( настроение, мотивы, образ героя)

- Проверка задания на доске и запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат мотивы….. Для лирического героя романтического произведения характерно…….

 

 

 

 

4.      Самостоятельная работа по группам.

 

- Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С»

 

5.      Сообщения учащихся ( «И скучно и грустно» - страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни. )

 

6.      Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция.

 

7.      Выставление оценок, комментирование домашнего задания ( учебник стр. 373-376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?»)

 

8.      Обобщения, выводы.

 - Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма ( перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога.

                                       ...Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности.


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz