Суббота
20.04.2024
04:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт
учителя русского языка и литературы
Абрамовской Людмилы Николаевны
ЦО №1408
Главная Регистрация Вход
Лингвистический ринг »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Лингвистический ринг

 

Участники: команды 6-7 классов

Цель мероприятия:

- обогащение словарного запаса учащихся

- воспитание любви к родному слову

- воспитание культуры ответа

- развитие навыка работать в группе

- развитие умения анализировать высказывание

Условия ринга: игра состоит из 7 раундов, каждый из которых обращен к одному из разделов науки о языке.

 

Ход игры:

- Представление жюри

 

- Разминка

 

Раунд №1 «Звучащие слова»

 

Как известно, произносим мы звуки, а пишем буквы. Количество звуков и букв в слове может не совпадать. Вы, конечно, без труда догадаетесь, букв или звуков больше в слове МЫШЬ, ЕЛКА, ПАЛЬМА, ЯКОРЬ. Вы также знаете, что звуки могут оглушаться, как в слове ДУБ, или озвончаться, как в слове КОСЬБА.

А сейчас я предлагаю вам посчитать, сколько раз встречается звук Ш в предложении и написать цифру на карточке.

 

Жук жужжит, визжит и дрожит, уж уползает.

 

Раунд №2 «Как строятся слова»

 

Слова в русском языке появляются разными путями: одни приходят из других языков, другие образуются по известным словообразовательным моделям.

 

- Придумайте как можно больше сложных слов с корнем –вед. Учтите, это вторая часть слова.

 

- Заполните таблицу по образцу

 

Город

Жители  города

Житель  города

Курск

куряне

курянин

Ярославль

 

 

Псков

 

 

Раунд №3  «Лексический»

 

Как известно, слова бывают однозначные и многозначные, в зависимости от лексического значения они образуют синонимические ряды и антонимичные пары.

 

- Догадайтесь, какие слова пропущены в известных изречениях, построенных на основе антонимии.

1. Гора родила …. ( мышь)

2. Кто был ничем, тот станет…..(всем)

3. Как мало прожито, как….. пережито! ( много)

4. Лучше быть первым в деревне, чем первым в ……(городе)

5. Мещане – лилипуты, народ - …….(Гулливер)

 

Знание лексического значения слова поможет вам и употребить его правильно.

 

- Перед вами слова, обозначающие в старину названия блюд и названия посуды. Разделите слова на тематические группы.

 

 

ТЮРЯ                                         СЫТА (СЫТЬ)

ПОЛБА                                      ЕНДОВА

КАЗАН                                      БАДЬЯ

БОДНЯ                                     КУРНИК

ЛЕВАХА                                 КОРЧАГА

ПРЯЖЕНИК                            ГАЛУШКИ

КУХОЛЬ                                 ПАЛЯНИЦА

КУЛИШ                                   ПУНДИКИ

 

Для справок:

1.     Тюря – простая еда (хлеб, сухари, покрошенные в воду с солью)

2.     Сыта – разварной мед на воде

3.     Полба – каша, крупа ( растение между пшеницей и ячменем)

4.     Ендова – широкий сосуд с носиком для разлива

5.     Казан – очень большой котел

6.     Бадья – род ушата или большого ведра

7.     Бодня – кадушка с крышкой или замком, вместо сундука

8.     Курник – сдобный пирог с курицей

9.     Леваха – род пирожка либо без начинки, либо с начинкой в одном углу

10. Корчага – глиняный сосуд больших размеров, который используется для приготовления и хранения напитков

11. Пряженик – печенье в постном масле или оладьи

12. Галушки – отваренные в кипяченой вроде кусочки теста

13. Кухоль – глиняная кружка

14. Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский ( пшеничный)

15. Кулиш – жидкая пшенная каша с салом

16. Пундики – сладости

 

Раунд №4 «Творческий»

 

Но творческий он только условно. Сейчас каждая команда получит задание: исполните частушку-вопрос. Оценивается только коллективное исполнение ( 3 балла) Вам также нужно будет сформулировать вопрос и оценить ответ. За комментарий ответа вы получите 2 балла.

 

1.     Не ругайте, мама с папой,

Что не помогаю.

Глагол трудный ПОБЕДИТЬ

Я с утра спрягаю.

 

2.     Посмотрите, сосед Витя

Снова к маме побежал.

Он не может слово ТУФЛИ

Изменить по падежам.

 

3.     Тим фонетику не любит,

Ох, сложна наука!

Он не знает, в слове ЯСНЫЙ

Сколько гласных звуков.

 

4.     Отчего же плачет Коля,

Смыв все на своем пути?

Просто не нашел он корень

В слове простеньком УЙТИ

 

Раунд №5 «Синтаксический»

 

- Постройте простое предложение, включив в него слово:

 

презентация

 

менталитет

 

санкция

 

консенсус

 

 

коммуникабельный

 

Внимание! В предложении должно быть не менее 5 слов самостоятельных частей речи. За это задание вы получите 2 балла. А вот если слов будет больше, за каждое «лишнее» слово вы получите 0,5 балла. Значит, чем длиннее, тем лучше!

 

Раунд №6 «Сообразительный»

 

Для каждой строчки подберите такое сочетание букв, чтобы первое слов им заканчивалось, а второе с него начиналось. За каждую строчку 2 балла.

 

Например:

 

ДУР

МАН

ГАЛ

 

 

ЛАМ

 

САЖ

КАР

 

КАД

САЛ

 

ЦИЯ

БУЛ

 

РИЯ

СТА

 

АВА

ПРО

 

УЛИ

АЗБ

 

ЗКА

ПОЛ

 

ДОК

 

Раунд №7«Кот в мешке»

 

Делайте ставки! Если задание будет выполнено правильно, мы добавим вам эти баллы, в противном случае – вычтем.

 

1.     Не помните ли вы, как образовалось слово НЕДЕЛЯ?

2.     Это название игры пришло к нам из персидского языка и в буквальном переводе означает «король умер». Назовите эту игру.

3.     Часто в конце письма мы видим буквы P.S. Что они означают?

4.     Как вы думаете, каково значение элемента ХРОН? ( вспомните слова ХРОНИКА, ХРОНОМЕТР, ХРОНОЛОГИЯ, СИНХРОННЫЙ)   

5.     Слово ЗЕФИР многозначное. Может, вы вспомните два значения этого слова?

6.     Одно и то же имя в разных языках звучит неодинаково. Например, Анна по-русски и Энн по-английски. А вот древнееврейское имя Йоханаан у греков трансформировалось в Иоанн, у русских – в Иван, у армян – в Ованес. Как будет звучать это имя по-французски?

 

А пока  жюри подводит итоги, мне хотелось бы пожелать вам почаще совершать путешествие в мир слова. И тогда тайны языка откроются вам. Вы узнаете, что пирожное наполеон получило свое название вовсе не во Франции, как можно было бы предположить, а в России, когда к 100-летию Отечественной войны 1812 года кондитеры испекли пирожное в виде треугольника. И, возможно, удивились бы, узнав, что жителей Камчатки вопреки всем правилам называют камчадалами. И научились бы по только по сочетанию звуков определять принадлежность слова к определенному языку. Помните БАГАЖ, ВОЯЖ, ФУРАЖ, ПЕСОНАЖ? Конечно, суффикс –аж «выдает» французские слова.

 

- Слово жюри



Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz